-
1
Введение
В 2024 году участники внешнеэкономической деятельности столкнулись с множеством временных ограничений и запретов, касающихся как экспорта, так и импорта товаров. Эти меры были приняты с учетом экономической и политической обстановки, а также с целью защиты внутренних рынков и стабилизации цен на сырьевые и продовольственные ресурсы. Многие из этих запретов были установлены на определенный срок, и ряд из них завершил свое действие в конце 2024 года.
Тема временных мер в ВЭД вызвала особый интерес у компаний, занятых в поставках сырья, агропродукции, топлива и оборудования. С окончанием срока действия тех или иных ограничений изменились логистика, условия поставок и условия контрактов. В таких условиях особенно важно было своевременно отслеживать нормативные акты, регулирующие порядок вывоза и ввоза отдельных категорий товаров.
Материал, представленный ниже, поможет понять, какие запреты и ограничения в сфере ВЭД прекратили свое действие к декабрю 2024 года. Рассматриваются конкретные направления, по которым действовали временные меры, включая экспорт металлолома, вывоз риса, продажу валютной выручки и другие положения.
-
2
Валютное регулирование
С 2022 года в России действовали специальные правила, касающиеся обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Эти меры вводились как часть финансовой стабилизации на фоне внешнего давления и санкционной политики. Постепенно требования корректировались, менялись сроки продажи, объемы обязательной реализации и перечни компаний, на которые распространялись эти нормы.
На 2024 год действовало правило, установленное постановлением Правительства РФ от 11 октября 2024 года № 1362. Согласно документу, компании, подпадающие под требования, должны были в течение 14 рабочих дней с момента поступления валютной выручки на свои счета реализовать не менее 90% средств на внутреннем рынке, при этом не менее 25% всей суммы подлежало обязательной продаже. Это являлось ослаблением по сравнению с прежним требованием о продаже минимум 50% выручки.
Данное постановление утратило силу в конце 2024 года. По состоянию на май 2025 года нет информации о его продлении, что означало завершение действия режима обязательной реализации валютной выручки в установленном виде. Это оказало прямое влияние на расчетно-платежную дисциплину экспортеров и на валютный рынок в целом, поскольку возврат к более свободной модели увеличил гибкость в управлении внешнеторговыми потоками. В то же время сохраняется возможность введения новых механизмов регулирования, если экономическая ситуация потребует повторного вмешательства.
-
3
Экспорт металлов и лома
В течение 2024 года российские власти последовательно продлевали и усиливали меры, касающиеся вывоза металлолома и отходов, содержащих драгоценные металлы. Эти ограничения вводились с целью поддержки внутренней переработки сырья и обеспечения предприятий необходимыми ресурсами, а также для сдерживания роста внутренних цен на металлургическую продукцию.
Одним из заметных решений стало введение временного запрета на экспорт отходов и лома, содержащих драгоценные металлы и их соединения. Правило действовало с 20 мая 2024 года в соответствии с постановлением Правительства РФ № 611 и было рассчитано ровно на полгода. После 20 ноября запрет прекратил свое действие. Для компаний, работающих в сегменте вторичной переработки, окончание ограничений открыло возможность расширения каналов сбыта за рубежом, хотя многое зависело от международной конъюнктуры и возможных новых правил.
Что касается черных металлов, то в 2024 году сохранялся режим ограниченного экспорта лома через определенные пункты пропуска. Согласно постановлению № 183 от 17 февраля 2024 года, отгрузки возможны были только через морские порты, список которых утверждалось правительством. Этот порядок действовал до 31 декабря 2024 года. По его окончании стало ясно, что дальнейшее регулирование может быть изменено или заменено иной моделью. Для компаний, ориентированных на экспорт, это был период ожидания и подготовки к возможным изменениям в логистике и оформлении поставок.
-
4
Сельское хозяйство
В сфере аграрного экспорта и импорта в 2024 году действовали несколько временных ограничений, направленных на стабилизацию внутреннего рынка и защиту продовольственной безопасности. Большая часть этих мер прекратила свое действие ближе к концу года, что потребовало повышенного внимания со стороны компаний, занимающихся поставками агропродукции, удобрений и семян.
▪ Минеральные удобрения.
Постановлением Правительства РФ № 547 от 27 апреля 2024 года были введены количественные ограничения на экспорт удобрений в страны, не входящие в ЕАЭС. Срок действия ограничений истек 30 ноября 2024 года. С 1 декабря 2024 года вступил в силу новый порядок, действующий до 31 мая 2025 года, но с другими параметрами квот и условиями распределения.▪ Семена сельскохозяйственных культур.
С января 2024 года действовал запрет на ввоз определенных видов семян, включая капусту, морковь, свеклу и другие культуры, введенный постановлением № 72 от 27 января 2024 года. Мера призвана была усилить контроль за качеством импортного посадочного материала и стимулировать отечественное производство. Срок действия документа истек 31 декабря 2024 года.▪ Рис и рисовая крупа.
Согласно постановлению № 920 от 6 июля 2024 года, был установлен полный запрет на вывоз риса и продуктов его переработки за пределы России. Запрет действовал до 31 декабря 2024 года и после этой даты мог быть отменен или заменен на иные формы регулирования.Все перечисленные меры были ограничены по срокам, что создало определенную неопределенность для участников агропромышленного рынка. После завершения действия этих ограничений компаниям пришлось учитывать снятие ограничений при планировании контрактов и логистических маршрутов.
-
5
Топливо и энергетика
На фоне нестабильной международной обстановки Россия использовала временные ограничения в сфере экспорта топлива и продукции нефтехимии. Эти меры были ориентированы как на внутренний рынок, так и на внешнеполитические соображения. С окончанием 2024 года действие нескольких таких решений завершилось, что повлияло на деятельность компаний в сегменте добычи, переработки и торговли топливом.
Среди наиболее значимых временных мер — запрет на вывоз бензина, введенный постановлением Правительства РФ от 13 августа 2024 года. Этот шаг был направлен на обеспечение внутреннего потребления и сдерживание цен на АЗС в пиковый сезон. Запрет охватывал широкий перечень товарных позиций, включая бензины различных марок. Срок его действия истек 31 декабря 2024 года, и дальнейшая судьба запрета зависит от состояния топливного рынка и решений властей в последующем периоде.
Кроме того, на международном уровне действовал указ Президента РФ от 27 декабря 2022 года № 961. Он предусматривал запрет на поставки нефти и нефтепродуктов в адрес покупателей, использующих механизм фиксации предельной цены, введенный рядом иностранных государств. Указ действовал до конца 2024 года. Его прекращение или продление может изменить условия взаимодействия с зарубежными партнерами и перераспределить экспортные потоки.
Таким образом, завершение срока действия текущих ограничений в топливно-энергетическом секторе открыло возможности для более гибкой торговли энергоресурсами, однако дальнейшие решения будут зависеть от экономической ситуации и внешнеполитических факторов.
-
6
Оборудование и техника
Ограничения на ввоз и вывоз оборудования, техники и комплектующих в 2024 году в значительной степени были связаны с обеспечением технологической устойчивости внутри страны и защитой критически значимых отраслей. В ряде случаев меры имели временный характер и завершились к концу года.
▪ Запрет на вывоз отдельных видов промышленного оборудования.
Согласно постановлению Правительства РФ № 313 от 9 марта 2022 года, из страны нельзя было вывозить широкий перечень машин, станков и компонентов, в том числе для обрабатывающей и нефтегазовой промышленности. Срок действия временного запрета продлевался несколько раз, и окончание наступило 31 декабря 2024 года. В случае непродления участники ВЭД смогли возобновить экспорт некоторых товаров, ранее ограниченных.▪ Импорт по параллельным схемам.
Несмотря на действующие ограничения со стороны ряда иностранных производителей, в России был легализован параллельный импорт определенных категорий техники. Списки разрешенных товарных групп периодически пересматривались. На конец 2024 года произошло обновление перечня, что привело к исключению некоторых позиций из схемы параллельных поставок.▪ Контроль за ввозом технологического оборудования.
Временно действовала процедура предварительного информирования при импорте оборудования, включенного в чувствительные группы. Мера была направлена на предотвращение злоупотреблений при ввозе товаров двойного назначения. Решение о продлении или отмене этих требований принималось к концу 2024 года.Промежуточное завершение указанных ограничений открыло пространство для пересмотра контрактов, расширения товарных направлений и уточнения логистических схем. При этом сохранялась готовность к тому, что меры могут быть продлены или заменены другими механизмами регулирования.
-
7
Выводы и рекомендации
Окончание действия временных запретов и ограничений в сфере внешнеэкономической деятельности в конце 2024 года создало условия для корректировки экспортных и импортных стратегий. Компании, задействованные в международной торговле, получили возможность пересмотреть цепочки поставок, уточнить перечень разрешенных операций и заранее подготовиться к изменениям в нормативной базе.
Учитывая, что многие запреты прекратили свое действие 31 декабря 2024 года, участникам ВЭД следовало заранее отслеживать правительственные публикации и официальные решения, чтобы своевременно воспользоваться снятием ограничений. Рекомендуется проводить регулярную проверку кодов ТН ВЭД, на которые распространялись те или иные меры, особенно если речь шла о товарах двойного назначения, продовольствии, топливе или оборудовании.
Следует учитывать, что завершение срока действия нормативного акта не всегда означает автоматическое снятие барьеров. Часто взамен старого документа вводятся новые нормы с обновленными формулировками и условиями. Поэтому ориентироваться нужно не только на дату окончания, но и на динамику правоприменительной практики.
Компании, ориентированные на экспорт, могли использовать конец 2024 года как момент для переоценки внешних рынков и поиска новых направлений сбыта. Те, кто работает с импортом, — для налаживания альтернативных каналов поставок и логистики. В обоих случаях системный мониторинг регуляторной среды стал необходимым условием стабильной работы в 2025 году.