- 1
Какие бывают тендерные споры
Тендерные споры в закупках — не редкость. И очень часто к ним приводят нарушения со стороны заказчиков.
Случаи бывают разные. Вот несколько самых распространенных примеров:
- Заказчики формируют требования к закупкам под определенного поставщика. Условия составляют так, чтобы их смог выполнить конкретный участник, с которым заказчик находится в сговоре.
- Заказчики «укрупняют» лоты. В один заказ добавляют много разных товаров, услуг или работ, которые мало связаны между собой. В итоге получается, что большинство поставщиков просто не могут единовременно выполнить все условия или поставить разные товары. Так заказчик незаконно отсекает «лишних» участников, чтобы тендер получил определенный поставщик.
- Требования к участникам необоснованно завышают. Допустим, крупная корпорация заказывает клининговые услуги и в требованиях прописывает конкретную марку уборочной техники. Те, кто ей обладает, получают преимущество над конкурентами, хотя у других участников может быть более качественное оборудование.
- Заказчики пропускают сроки размещения информации о закупке и изменении статуса торгов. Это не самое серьезное нарушение, но встречается довольно часто и сказывается на информированности поставщиков.
- Поставщики не получают выплаты вовремя. Обычно заказчики задерживают оплату по двум причинам: 1) заказчик не получил средства из бюджета на счет; 2) у заказчика нет достаточной суммы, а имеющиеся средства в первую очередь идут на нужды предприятия. Например, выплату задержанных зарплат.
- 2
К чему приводят тендерные споры: последствия для участников
Ввязавшись в тендерный спор, участники торгов рискуют не только не получить оплату или упустить тендер. Последствия могут быть более серьезными. Напримр:
- участника внесут в реестр недобросовестных поставщиков;
- поставщику запретят участвовать в торгах в течение двух лет;
- участник не получит компенсацию за поставку специально закупленного товара или оборудования;
- ему не вернут обеспечительный взнос;
- поставщика обвинят в уклонении от исполнения контракта и обяжут заплатить штраф и неустойку, что приведет к дополнительным убыткам.
- 3
Как избежать тендерных споров
Лучший способ избежать возможных споров с заказчиками — тщательно готовиться к тендерам. Прежде всего, стоит внимательно изучить информацию о закупке: сведения о заказчике и организаторе, способе финансирования закупок, формате торгов. Проанализировать пункты с требованиями к участникам: необходимые документы, порядок их предоставления, условия поставки товаров или выполнения услуг, принцип выбора победителя и прочие требования.
Важно с самого начала убедиться, что заказчики выдвигают законные требования и следуют принципам честной конкуренции между участниками.
Если поставщик заподозрит, что какие-то требования (к самим участникам, их опыту и квалификации, товарам, услугам, работам) незаконны или завышены, ущемляют права и интересы поставщиков, изложены двусмысленно и неясно — можно подать запрос на разъяснение заказчику. И, отталкиваясь от его ответа, уже принимать решение — участвовать или отказаться.
- 4
Как решаются тендерные споры?
Метод решения всегда будет зависеть от характера спора и обстоятельств закупки. Есть несколько стандартных способов:
- Провести независимую экспертизу. Например, если заказчик отказывается принимать работы или товары, можно привлечь независимых специалистов, которые подтвердят, что результат полностью соответствует заявленным требованиям.
- Направить заказчику претензию или запрос на разъяснение. Способ подойдет на этапе изучения требований к закупке — если участник посчитает какие-то пункты незаконными.
- Обратиться в ФАС. Если заказчик отказывается предоставить разъяснения и не устраняет нарушения в закупочной документации, решать проблему стоит с привлечением сотрудников Федеральной антимонопольной службы.
- Подать иск в суд. Если в досудебном порядке решить вопрос не получается, стоит обратиться в Арбитражный суд. До этого этапа споры доходят, как правило, уже после заключения контракта.
- 5
Как быстро разрешить тендерный спор?
Рано или поздно каждый поставщик сталкивается с несправедливым отношением со стороны заказчика. Как сделать так, чтобы тендеры приносили прибыль, а не потерю времени и затраты на юристов?
Изначально нужно обратиться к команде профессионалов, которые разрешили не один тендерный спор и имеют за плечами многолетний опыт участия.
Как показывает практика большинство споров лучше решаются на ранних стадиях, а это значит, что к специалистам лучше обратиться не когда у вас на носу суд, а на этапе анализа и выбора тендера. Компания ИжТендер поможет выявить уловки заказчиков и подавать жалобу. Если хотите эффективно участвовать и побеждать сразу, то попробуйте услугу "Помощь в тендерах".